- Начинающим вокалистам и вокалисткам! - Всё на свете - Музыка.
Суббота
18.05.2024
17:53










       
  Всё на свете -
    Музыка!
Главная » FAQ » Техника современного вокала или Вокальная механика. И.Рамзина [ Добавить вопрос ]


Учеба вокалиста немыслима без вокальных упражнений. Те, кто учился и учится вокалу, согласятся с этим утверждением бесспорно. Просто на собственной практике оценили пользу вокальных упражнений не один раз. И не десять, и не сто… В сущности, РАЗВИТИЕ вокальных навыков – это определенный набор вокальных упражнений, исполненных определенное количество раз вашим конкретным голосом. Причем, как сам набор, так и количество раз может быть совершенно различным для разных людей. Но, в любом случае, ВОКАЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ – главный инструмент вокалиста.

Вокальным называется только такое упражнение, при исполнении которого происходит фонация, то есть вокалист ПОЁТ. Очевидно, что не все упражнения, которые применяются для развития голоса – вокальные, есть и много других (дыхательных, артикуляционных, дикционных), но вокальное – смотри предыдущий абзац.

Известна старая легенда о знаменитом певце мирового (по тогдашним меркам) уровня, приведенная в книге профессора К.И.Плужникова «Механика пения»:

«Никола Порпора, композитор, представитель неаполитанской оперной школы, один из самых знаменитых вокальных педагогов XVIII века, однажды спросил молодого певца-кастрата: «Можешь ли ты дать мне слово слепо слушаться меня и повиноваться мне все то время, пока я буду твоим педагогом?» «Да, маэстро, - ответил тот, - слово я вам даю». Порпора взял тогда страницу линованной бумаги, обозначил там диатонические и хроматические гаммы, восходящие и нисходящие трели, группетто, форшлаги, различные отрывки вокализов и трудные интервалы. «Пой эту страницу», - сказал Порпора своему ученику. Ученик пел ее в течение года. В конце концов, он начал роптать, но педагог напомнил ему о данном обещании. Эти упражнения выполнялись еще два года. В конце четвертого года маэстро добавил к этому уроки артикуляции, произношения и декламации. Потом, когда раздосадованный ученик думал, что он все еще у азов своего певческого образования, Порпора сказал ему: «Иди, сын мой, тебе больше нечему учиться: ты первый певец Италии и мира!» Он говорил правду, так как этим учеником был Гаэтано Майорано по прозвищу Каффарелли.»

Страница линованной бумаги, которую дал учитель ученику, известна до сих пор как «Листок Порпоры» и почитается классической вокальной школой даже в наше время.

Вы можете и сами найти упражнения, написанные в «Листке Порпоры», если поищете эту информацию в Интернете. В этом листке всего… 17 вокальных упражнений! И этого хватило Каффарелли! Правда, пел он их четыре года…

Легенда поучительна во многих смыслах, но вернемся к одному из них – к вокальному упражнению.

Невозможно пересчитать все, придуманные вокальными педагогами вокальные упражнения, их слишком много. Однако в своей практике любой вокальный педагог использует ограниченный набор, ибо нет никакого смысла пытаться применить все, что изобретено за века. Тем не менее, большинство известных и популярных (потому что действенных) вокальных методик используют преимущественно небольшое количество одинаковых упражнений. Ну, во-первых, потому, что создать что-либо новое и эффективное в этом деле крайне сложно, «все уже придумано», во-вторых, зачем искать «от добра добра»? Важно в этом деле другое.

Важно, чтобы вокалист понимал, ЧТО и ЗАЧЕМ он делает. Возможно, Каффарелли потребовалось бы меньше времени, но, видимо, Порпора мало что ему объяснял …

Источник


Подавляющее большинство вокальных упражнений построено из СЕКВЕНЦИЙ. Секвенция – мелодический или гармонический оборот на другой высоте, следующий непосредственно за первым проведением. В музыке мастером секвенций заслуженно считается П.И.Чайковский. Что касается вокального упражнения, то его секвенции КАК ПРАВИЛО, хотя и не всегда, отличаются друг от друга на ПОЛТОНА.

Упражнение 1

Упражнение 2

Феномен голоса – это, в первую очередь, работа различных МЫШЦ человеческого организма, а для развития мышц требуется ПОСТЕПЕННОЕ увеличение нагрузки на них. В данном случае речь не об их росте, как в спортзале, а о приобретении ими соответствующей эластичности и тренировке нервной системы – мышца должна «отозваться» на реакцию нервной системы в строго дозированном объеме, иначе – фальшь в голосе, пестрота тембра, перенапряжение и усталость.

Полтона в европейской музыке – наименьший музыкальный интервал. Он называется МАЛОЙ СЕКУНДОЙ. Естественно, малая секунда – минимальная порция увеличения нагрузки.

Сама секвенция в вокальном упражнении может состоять из звуков, расположенных в достаточно большой тесситуре, в октаву!

Упражнение 3

И даже в полторы!

Упражнение 4

Как же так? Минимальная нагрузка и, вдруг, октава и более? Обратите внимание, сама секвенция – это «кусочек» некой мелодии, а мелодию нельзя рвать на части, иначе она перестанет быть мелодией. То, что данная мелодия пока вокалисту недоступна, говорит лишь о том, что ему пока рано использовать данное упражнение как инструмент для развития собственного голоса. Поездите пока на «Жигулях», до «Феррари» нужно дорасти. Зато потом вы сможете многократно повторять (повторение – мать учения) такую сложную мелодию, но уже на разных высотах, и вот тут вступит в силу принцип постепенного увеличения нагрузки.

Вывод следует очень простой – встретившись с новым вокальным упражнением необходимо, в первую очередь, очень хорошо выучить ОДНУ секвенцию (как мелодию – в песне). Часто вокалисты, желая побыстрее достигнуть результатов, пытаются петь вокальное упражнение на всем доступном им диапазоне, не запомнив, как следует, его мелодии. Такая работа – работа впустую, интервалы и последовательность звуков в вокальном упражнении специально подобраны, исполнять его нужно точно. Как себе в этом помочь? Очень просто!

Разучивать любое вокальное произведение (а упражнение, это тоже вокальное произведение) следует обязательно в небольшом темпе. Вы сами поможете себе запомнить все нюансы мелодии, набор определенных гласных и точки перехода от одной гласной к другой, если не будете спешить. Нужно уметь «не проскочить поворот», выражаясь автомобильным языком. Никогда не пытайтесь исполнить новое для вас вокальное упражнение сразу в том темпе, который вы услышали в исполнении подготовленного вокалиста. Это для него упражнение привычно, а для вас – неисследованная территория, подходить к которой нужно с соблюдением мер предосторожности, то есть – без спешки!

Чуть выше я говорила о том, что большинство методик обучения вокальным навыкам имеют в своем составе небольшое количество вокальных упражнений, но их вполне достаточно. Это потому, что каждое вокальное упражнение – мультизадачное (мульти – много). Исполняя любое упражнение, вокалист вырабатывает и тренирует сразу НЕСКОЛЬКО навыков. Соответственно, исполняя одно и то же упражнение в РАЗНОЕ время, можно обращать особое внимание на РАЗНЫЕ аспекты, то есть, иными словами, использовать один и тот же инструмент для разных работ.

Общераспространенное название вокального упражнения – распевка. Так сложилось, но это не совсем правильно. Распевка служит для приведения в готовность, разогрева вокального аппарата, настройки дыхательной системы и т.п. Да, это достигается исполнением нескольких вокальных упражнений (перед выступлением, например), но эти упражнения певцу уже хорошо знакомы, привычны, и ни о каких выработках вокальных навыков речь не идет. Используются самые хорошо знакомые и действенные (для данного вокалиста) упражнения. Как в спортзале, для разминки используют снаряды с небольшим весом, чтобы потом на тренировке работать с большим. Любая вокальная «звезда» имеет в своем распоряжении несколько любимых распевок и пользуется ими постоянно. Таким образом, понятия «распевка» и «вокальное упражнение» - не совсем тождественны, хотя и близки.

По мере освоения вокальной техники упражнения, которые в начале для вокалиста были сложными, трудными и требовали определенных усилий при исполнении, постепенно превращаются в знакомые, удобные, «родные». Так из упражнения получается распевка, и одно и то же упражнение из разряда тренировочного (в период освоения) переходит в разряд разминочного.

Для певца, владеющего ВСЕЙ возможной палитрой технических навыков, даже распевка выглядит, как нечто совершенно невыполнимое в глазах начинающего вокалиста, вот послушайте, упражнение выполняется приемом acapella, без музыки:

Упражнение 5

В следующей статье я, на примере одного из самых начальных и популярных для современного вокалиста упражнений, постараюсь показать некоторые особенности подхода к разучиванию и исполнению вокального упражнения. 

Источник


Упражнение выполняется под фонограмму (хотя можно и без нее), при этом соблюдается принцип постепенного увеличения нагрузки.  То есть Вам придется петь такую трель все выше и выше… Однако, мелодия, под которую можно исполнять это упражнение, может быть совершенно разной, дело не в ней, а в самом приеме - трели губами.

«Губы можно слегка растянуть пальцами, но при этом все: и губы, и другие мышцы лица и горла должны оставаться расслабленными. Вибрация поддерживается только за счет воздуха! Губы вибрируют свободно и как можно более равномерно. Чем меньше скорость вибрации, тем лучше, но начните с быстрой, замедляя постепенно по мере привыкания к упражнению.»

При этом усердствовать в растягивании губ не нужно, в любом случае правильное исполнение должно происходить без помощи пальцев, но в начале помочь себе можно:

И главная прелесть в том, что постепенно поднимаясь по диапазону и следя ТОЛЬКО ЗА ТЕМ, чтобы губы вибрировали (то есть количество воздуха было оптимальным), Вы абсолютно свободно преодолеете регистровый порог собственного голоса! Ух ты, а я уже в головном регистре, и даже не заметил (не заметила), как я там оказался! Абсолютно справедливо, именно так и происходит!

Этому помогает импеданс, о котором я пишу в статье «Как развить голос… мычанием!» Если читали, то понимаете, о чем идет речь. Ваш рот при исполнении данного упражнения закрыт, связкам легче справляться с давлением, возникающим под и над ними, ваше внимание может быть направлено исключительно на поддержание вибрации губ – об остальном просто не нужно задумываться! Координируйте воздух, чтобы губы вибрировали, вот главная задача.

Регистровый механизм голоса сработает все равно на какой-нибудь, присущей Вашему голосу, высоте, но связки при этом не растянутся МГНОВЕННО, а будут плавно видоизменяться, что не даст голосу «свалиться» в фальцет. В этом упражнении фальцета вообще быть не может, потому что сначала «рассыплется мотор», губы перестанут вибрировать. Это можно наблюдать в первом видеопримере. А вот уже другое, более «продвинутое» исполнение:

Подобная координация работы связок с воздушным потоком происходит и в процессе непосредственно пения. Как губы в «вокальном упражнении номер один» наши связки оптимально вибрируют лишь в том случае, когда посланный на них поток воздуха по своему количеству и интенсивности соответствует возможностям обработки. Вспомните автомобильные пробки! Сравнение, конечно, грубое, но наглядное. Не может перекресток «обработать» количество машин – пробка! И, как следствие – зажим…

Такое упражнение применяется ВСЕМИ, БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ преподавателями современного вокала (в России принято говорить – эстрадного), оно используется, как распевка, и «звездами» - ведь это «вокальное упражнение номер один»! Любая современная «звезда» его когда-либо выполняла или выполняет до сих пор, ведь оно прекрасно подходит для разогрева голоса подготовленного вокалиста! Кроме того:

Привыкайте также к РЕЗОНАНСНЫМ ОЩУЩЕНИЯМ - ощущениям того, где рождается у Вас внутри звук. На низких нотах кажется, что он идет прямо изо рта, по мере повышения звука Вы начинаете чувствовать, что он идет все дальше и дальше из-за мягкого нёба.»

А вот как это упражнение могут исполнять мастера!

Упражнение 7

В заключение скажу, что КАЖДОЕ занятие вокальной техникой лучше начинать именно с этого упражнения. И даже больше – не освоив этого упражнения вряд ли стоит двигаться дальше…

Источник


«Вокальное упражнение номер один» - это название данной статьи. Пусть оно Вас не обманывает, для различных методик номером один может быть совершенно другое упражнение. Я считаю, что самым первым вокальным упражнением для начинающего должно быть то, о котором я пишу на странице «Вокал для взрослых. С чего начать?», однако это не умаляет важности данного упражнения.

В нашей психологии так сложилось, что под номером один мы воспринимаем не только порядковое место чего-либо в ряду соседей, но и САМОЕ ГЛАВНОЕ, САМОЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ, САМОЕ ОСНОВНОЕ. Вот с этой точки зрения данное вокальное упражнение можно считать НОМЕРОМ ОДИН! Для чего? Для нахождения пресловутой ВОКАЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ.

Кто и когда придумал это упражнение, мне неизвестно. Если знаете, поделитесь, буду благодарна, ибо это вокальное упражнение действительно может творить чудеса! Я, не буду скрывать, познакомилась с ним, как и многие другие мои коллеги, изучая вышедшую несколько лет назад в России книгу С.Риггса «Пойте, как звезды!»

Сущность упражнения довольно проста – нужно исполнить трель, используя губы.

Упражнение 6

Что же сложного? А Вы попробуйте…

Кто помнит свое детство, может сказать, и будет прав, что так дети, зачастую, имитируют работу мотора. Например, игрушечного автомобильчика. Очень похоже, верно? Почему же у взрослого возникают сложности и звук «рассыпается», его сбалансированность куда-то исчезает? ВОТ! В этом вся прелесть, или, как говорят «вся фишка»!

Даю цитату из своего вокального учебника «Технические основы пения» (в этой статье цитаты из него выделены цветом):

«Если вибрация не получается, то, скорее всего, Вы используете много воздуха, и в процесс вмешиваются внешние мышцы, создавая зажатия. Придется научиться подбирать его ОПТИМАЛЬНОЕ количество.»

В данном случае губы некоторым образом «отражают», или «повторяют», или «соответствуют» (выберите сами, что Вам ближе) работе наших вокальных складок. А в чем это соответствие? В том, что губы будут колебаться, издавая звук мотора только в том случае, если количество воздуха изнутри будет в точности совпадать с ОПТИМАЛЬНЫМ для данного процесса.

Усильте выдох – мотор превратится в сигнал, ослабьте – мотор заглохнет (губы перестанут вибрировать). Только оптимальное количество воздуха заставит «мотор» работать правильно.

«А сколько нужно воздуха, Ирина Андреевна?», - бывают и такие вопросы… Ну и как отвечать?

Вот именно, само упражнение для того и придумано, чтобы КАЖДЫЙ, кто его исполняет, НАШЕЛ для себя это КОЛИЧЕСТВО воздуха!

На отрезке видеоролика с 36-ой секунды по 40-ю происходит постепенное переключение связок в фальцетный режим, в данном случае студент еще не умеет проходить регистровый порог голоса плавно, но именно это упражнение помогает постепенно добиться такого эффекта.

«Переход от низких нот речевого регистра к высоким может вызвать трудности, особенно в первый раз. В любом случае необходимо стараться выполнять упражнение без резкого «перелома» голоса (появления фальцетного звучания), добиваясь ровности, связанности тембра. Достигать этого тоже нужно при помощи регулировки количества воздуха. Можно облегчить себе исполнение упражнения, если по мере «подъема вверх» постепенно наклоняться вперед.»

Источник


Кто из опытных вокалистов и вокальных педагогов ничего не слышал о помощи приема МЫЧАНИЯ для РАЗВИТИЯ СВОЕГО ГОЛОСА? Держу пари – никто! Всем известна крайне положительная роль мычания. Конечно, этот прием – не панацея, однако он успешно применяется в вокальной педагогике много лет и показал себя как эффективный, действенный инструмент для развития голоса.

Прием мычания входит составной частью в ряд вокальных упражнений, но применяется и как самостоятельное упражнение. Конечно, как и любой другой технический вокальный прием, мычание имеет свои оттенки исполнения, не любое мычание поможет голосу развиться, или, другими словами, мычать тоже нужно уметь. По крайней мере, понимать, что делает с вашим голосом тот или иной ВИД ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ, который называют общим словом - мычание.

Кстати, забегая немного вперед, хочу сказать, что в школе современного пения применяют и такие способы мычания, которые отличаются от применяемых в школе традиционной. Я постараюсь рассказать в этой статье не только о различиях, но и о сходствах, так как думаю, что вокалисту нужно уметь брать все самое лучшее от разных школ.

Считается, что прием мычания наилучшим образом «учит направлять голос в резонаторы», как скажет человек, имеющий отношение к вокалу. Конечно, такая фраза резанет слух физика – из предыдущих статей блока «Теория и практика вокала» вы понимаете, что голос – такая вещь, которая не может «не попасть в резонаторы», в противном случае голоса просто физически не будет. Но что делать, особый язык вокала часто идет вразрез с логикой законов природы, так уж повелось. Просто этой фразой ёмко подчеркивается, что ОПТИМАЛЬНОЕ выстраивание всей резонаторной цепочки, от грудного до головных резонаторов с одновременным нахождением оптимального же воздушного потока и координации его со связками и есть ТО, К ЧЕМУ СТРЕМИТСЯ ЛЮБОЙ ВОКАЛИСТ. Но сказать: «Направить голос в резонаторы» - проще.

Вот «нащупыванию» такого ОПТИМУМА и помогает прием мычания.

Нужно понимать, что сам прием во всем его разнообразии – вещь вспомогательная, применяемая в процессе ОБУЧЕНИЯ. Опытный вокалист вряд ли будет использовать мычание для тренировки своей техники, разве что для «разогрева» голоса. Но, тем не менее:

Упражнение 8

«Правильное» мычание отличается от «неправильного». То, что вы слышите, можно рассмотреть детальнее, чтобы эти отличия понять. В первую очередь, используя этот прием, нельзя ЗАГЛУБЛЯТЬ звук, а также «передавливать» воздухом, громкостью .

Упражнение 9

Такое мычание не только не поможет «найти резонаторы», а даже уведет в сторону и закрепит неверно найденные ощущения. Обычно отмечается, что, если прием мычания исполняется верно, то вокалист чувствует легкую вибрацию, зудение в районе губ. Говорят иногда, что «губы чешутся», хотя ощущения, конечно, у разных людей могут быть разными, главное – ГДЕ эти ощущения возникают! Повторяю – должны возникать на губах, в противном случае ищите положение гортани (возможно, вы ее опустили вниз), языка, челюсти, чтобы добиться возникновения «чесотки» именно на губах (изнутри, конечно, воздух-то изнутри идет). Правильное положение языка и челюсти соответствует тому, которое принимают эти органы при произнесении звука М. Сам поиск и есть то, что является НАСТРОЙКОЙ РЕЗОНАТОРА! Вы ищете его верную для вокала конфигурацию!

Хоть мычание в нашей обычной жизни ассоциируется только со звуком М, его можно делать и со звуком Н, поскольку это тоже сонорный согласный, который может быть произнесен, как и М, с полностью закрытым ртом. Это важно! Любые другие звуки применять для эксперимента не стоит. Можно ведь петь гласный У, например, и просто закрыть рот, продолжая сам звук извлекать. Мычание, которое при этом получится, не должно вас интересовать, эффектом для развития голоса обладают именно М и Н.

Обязательно понаблюдайте за собой. Произнося согласные М или Н человек НЕ СВОДИТ ВМЕСТЕ зубы, челюсть его не напрягается, да и вообще ничто не напрягается – первое условие для хорошего пения. Н от М отличается положением языка. Кончик уперся в нёбо – звучит Н, не касается его – слышим М. Я употребила глагол «уперся», но это, пожалуй, не совсем верно. «Уперся» имеет оттенок усилия, а при произнесении Н усилий не возникает, скорее, правильно будет – касается. А вот если сжать зубы, и «замычать» на Н, то что получится? Голос уйдет в нос. Проявится «назализация», а уж такой вокал неприемлем! Хотя… есть интересные примеры обратного, но об этом в другой статье, она пока не готова.

Понаблюдайте, понаблюдайте… Ничего, кроме движения кончика языка вверх, не должно отличать одно мычание от другого. Ничего из того, что вы можете проконтролировать, ощутив. Но это не значит, что больше ничего не меняется. Меняется. Если не вдаваться в излишние подробности, то можно сказать так – гортань при произнесении Н чуть-чуть подается вверх от своего естественного речевого положения, а при произнесении М, наоборот, слегка опускается. Это - не ощущается, это – естественный процесс, но, зная о нем, можно использовать такую природную «тонкость».

Замечено, что Н-мычание позволяет достигнуть чуть более высоких нот, чем М-мычание. Конечно, прямое следствие небольшого повышения гортани при произнесении Н! Поэтому такой прием используется только как ИСПРАВЛЯЮЩИЙ. Если педагог слышит, что голос ученика звучит заглублённо, то есть существует неправильная конфигурация резонаторов (гортани, глотки), они слишком опущены, то для исправления такой неправильной цепочки может помочь Н-мычание, в результате которого гортань приподнимется и займет свое естественное положение, а звук, соответственно, «придет в норму». С течением времени ученик «перенастроит» свое понимание верного звучания и привыкнет к тому положению, к той конфигурации, которая дает верный звук. Поэтому звук Н в этом приеме – редкий гость, практически всегда полезно мычать, употребляя в качестве базы звук М.

Те, кто пробовал «петь» таким приемом, замечали, наверняка, что им удается подниматься значительно выше тех нот, которые они могли брать обычным образом, когда пели ту же мелодию со словами. В чем тут дело? Почему так происходит? Почему мычать получается гораздо выше, чем петь?

В свое время Рауль Юссон, известный исследователь вокала, ввел в обиход понятие ИМПЕДАНСА. В физике суть импеданса – сопротивление. Что же сопротивляется и чему? Когда вы поете с закрытым ртом (закрытый звук), воздушный поток «вытекает» через неплотности губ значительно в меньшем объеме, чем при пении со ртом открытым. Таким образом, сомкнутые губы создают препятствие для воздуха, сопротивление, и это приводит к повышению воздушного давления внутри ротоглоточной полости. Шарик надувается, иными словами. Но этот процесс ОЧЕНЬ ПОМОГАЕТ координировать складкам свою работу с дыханием! Складкам легче работать, когда с ОБЕИХ сторон (сверху и снизу) давление воздуха примерно одинаково. Они, складки, с меньшими усилиями сдерживают воздушный поток, приходящий из легких, да и сам поток становится меньше, координируется!

Естественно, что в таких условиях голосовые складки могут плавнее переключаться от грудного режима работы к фальцетному, практически сводя на нет пороговый эффект.

 

Поэтому прием мычания – великолепный способ для вокалиста учиться «сровнять» участок перехода, бороться с эффектом переходных нот. Однако, как только вы рот открыли, все эффекты куда-то пропали, и, вместо Си первой октавы, взятой мычанием, едва дотягиваетесь до Ми… Конечно, а как вы хотели? Импеданс уже не помогает! Но ведь дотянулись до Си? Значит, и петь так сможете со временем… Зато становится понятным, «как там все внутри» должно ощущаться, «как оно там должно быть» чтобы петь было легко и свободно…

В большинстве вокальных упражнений мычание, как говорила, используется как фрагмент. Все просто – ученику легче спеть слог МА (МИ, МЭ, МУ), чем чистую гласную. Коротенький промежуток времени, в течение которого наш организм «настраивает резонаторы» в момент звучания М, уже помогает. Доли секунды, а эффект какой! Это давно замечено и с успехом используется.

Упражнение 10

Часто применяют и другие конструкции слогов, в которых мычание появляется не в начале, а в конце – бом-м-м, бам-м-м… Принцип один – правильное мычание психологически настроит учащегося на ОПТИМАЛЬНУЮ работу своего вокального тракта. Голос попадет в резонаторы!

В современной вокальной школе прием мычания, пришедший из КЛАССИКИ, конечно, применяется. Зачем отказываться от правильного? Но, наряду с ним, используется и другое звукоизвлечение, другой тип ЗАКРЫТОГО ЗВУКА. Это – так называемый «острый» звук. Он тоже создается при сомкнутых губах, и тоже базируется на согласной М. Вот как он звучит:

Упражнение 11

Принципиальное отличие в том, что сам по себе этот звук, взятый на ЛЮБОЙ, доступной вам ноте, продолжится, как бы в бесконечность. Зафиксировать, на какой ноте он «закончился» - невозможно. Он просто «исчез вдали», правильно? Фишка в том, что при таком подходе КАЖДЫЙ ЗВУК ПРЕВРАЩАЕТСЯ В УПРАЖНЕНИЕ. Ваш организм АВТОМАТИЧЕСКИ координирует работу дыхания и складок, вы НЕОСОЗНАННО достигаете правильной координации. Острый звук, конечно, не вокал, он лишь «наталкивает» ваше ПОДСОЗНАНИЕ на верную регулировку в процессе пения связок с дыханием.

В этом смысле некоторые упражнения из метода Риггса (и не только Риггса, а многих других западных специалистов) довольно действенны, например:

Упражнение 12

Упражнение 13

Что происходит? Каждый раз при появлении острого звука голосовые складки «тонизируются» утончаясь, как это с ними происходит в фальцетном режиме работы (см. статью «Головной голос или как петь высокие ноты?»). Ваш голос почти незаметно для вас переходит из грудного регистра в головной в пределах ОДНОЙ-ЕДИНСТВЕННОЙ секвенции! Причем переходит так, как и нужно, как правильно, да при этом незаметно для себя «учится» этой технике перехода, закрепляет ее с каждой секвенцией! А таких секвенций в упражнении много! Если выполнять упражнения верно, довольно быстро сможете овладеть техникой перехода в головной регистр, и приступите к его совершенствованию. Только выполнять нужно ПРАВИЛЬНО! Не зря указывается на то, какую ошибку можно допустить:

Упражнение 14

Не стоит подражать мычанию коровы, такое мычание уж точно голос развить не поможет! Иными словами, не допускайте излишнего потока воздуха, иначе получится фальцет, который вы слышали в последнем примере.

И еще. Мычание, как и обычное звукоизвлечение, происходит с использованием всех функций вокального тракта, поэтому голос можно сорвать и мыча! Не нужно быть фанатиками! Как и любое упражнение, те, которые используют прием мычания, должны выполняться на ОПТИМАЛЬНОЙ громкости. Если у вас после выполнения упражнений с использованием этого приема першит в горле, даже ощущения болевые появляются, то вы, скорее всего, перебарщиваете с громкостью, то есть используете слишком много воздуха для получения звука. Голос нельзя развивать, СРАЗУ включив всю возможную громкость, успеха не будет, поверьте профессионалу.

Мне попадалось мнение о том, что использовать мычание в высокой тесситуре – вредно. Тут смотря что считать высокой. Если вы мычите вопреки своим собственным ощущениям, то есть уже не мычание, получается, а какое-то горление, а вы все равно пытаетесь использовать этот прием, то так будет вредно в любой тесситуре. Использовать мычание нужно в пределах своего вокального диапазона, не выше тех нот, которые С ЛЕГКОСТЬЮ получается промычать. По мере развития голоса вы сможете эти ноты не только мычать, но и петь, а мычать будет получаться все более и более высокие ноты. Аналогично и с нижней частью диапазона. Развитие – процесс постепенный.

Суммируя все вышесказанное, сделаю вывод. Итак, мычание, как вокальный прием действительно серьезно помогает вокалисту в развитии собственного голоса, ведь оно:

- «направляет голос в резонаторы»
- учит правильной технике перехода в головной голос
- способствует нахождению верной вокальной координации
- осуществляет «разогревающие» мероприятия для голоса в начале занятий или перед выступлением
- служит прекрасным началом разучивания любого вокального произведения.

Думаю, нет смысла в подробностях вдаваться в объяснения по поводу двух последних предложений, это и так понятно и давно всем известно. Промычите новую песню, прежде чем сразу начинать ее петь, и сразу услышите, где, в каких местах мелодия будет представлять трудность в последующем, над какими участками придется в будущем серьезно работать.

Ну, а что касается разогрева голоса… Мычите на здоровье, уважаемые вокалисты! Мычание, или, вернее, распевки, выполняемые таким приемом прекрасно подготавливают голос для выполнения более сложных задач – самого пения.

Источник